Теория и практика Бирофилии

Бирофилы, кто они? Перед вами некое практическое пособие по коллекционированию пивной атрибутики. Труд не претендует на широту охвата, хотя несёт в себе немного теории. Итак, данное направление коллекционирования именует себя бирофилией. В прямом переводе это слово означает любитель пива. Но мы трактуем его несколько шире, коллекционер пивной атрибутики. Вообще, коллекционирование - занятие древнее. Не буду вдаваться в историю, поскольку под рукой не имеется конкретных материалов, да и в тему сочинения это не входит.

Сначала несколько слов об объектах бирофилии. Возьмём полную пивную бутылку. Во-первых, это сам янтарный напиток, потому как многие собирают вкусы. Во-вторых и сама бутылка. Далее, пивная этикетка, точнее её основная часть, фронт-этикетка, кольеретка (то, что на горлышке) и задняя часть - контр-этикетка. Роль кольеретки иногда выполняет фольга ("золотце"). Возможны и другие детали оформления. Потом, а может и в первую очередь, поскольку чтобы начать собирать вкусы, посудину надо открыть, пробка. Слово "крышка" более подходит к банкам с домашними солениями, но иногда используется. Различают кронен-пробки, требующие открывалки (еще один объект); пробки с кольцом (имеют специальное название); фарфоровые пробки для многократного использования ("свингер"); пробки шампанского типа; пробки для ПЭТ. Похоже, что с бутылкой закончили, но остается тара, в которую их упаковали на пивзаводе добрые люди и умные машины. Т.е. что? Пивные ящики с логотипом производителя и даже картонная упаковка. Предположим, что бутылку мы купили в магазине самообслуживания, а вдруг где-то встретился фирменный ценник в виде галстучка на горлышко? Вот и ещё объектик. Гораздо проще с пивными банками. Здесь всего один объект, т.е. сама банка с пивом. Может быть различной ёмкости. На самом деле, купить можно и кое-что ещё, но об этом ниже.

Переходим к разливному пиву. Как известно, чаще оно находится в металлической бочке под заграничным названием КЕГ. Можно начать коллекционирование прямо с него, если, конечно, производитель напитка оставил на нём свою маркировку. Далее имеем специальную пластиковую крышку, закрывающую горловину КЕГ, и некий объект, на котором указывается название пива, его характеристики и т.п. Различают "галстуки", одеваемые на фитинг КЕГ, и выполненные различным образом ярлыки. К потребителю пиво попадает из бочки через специальный аппарат, также имеющий объект коллекционирования - особым образом выполненный указатель торговой марки напитка, прикрепляемый к разливочной колонке. Далее пиво наливают в бокал (кружку), который может быть пластиковым, стеклянным, деревянным, металлическим, керамическим и ещё бог знает каким. По моему мнению, собирателей кружек следует отнести именно к этому разделу, поскольку пиво не любит лишних переливаний, а бутылочное или баночное пиво по старой уличной привычке можно употреблять и из горла. Сюда же тяготеют каплеуловители и пивные подставки (бирдекели или костеры).

Околопивная атрибутика. В том смысле, что она к самому напитку не относится, но ему иногда сопутствует. Это у нас: значки, марки, монеты, визитки, телефонные карточки, пепельницы, плакаты, календари различных форматов, авторучки, майки, кепки и много чего еще. Но это уже нумизматика, филокартистика и прочая филателия.

С объектами немного разобрались. Переходим к конкретным атрибутам. Вкус пива, к сожалению, к делу не подошьешь, потому начинаем с бутылки. Сразу хочу признаться, что при наличии большого свободного пространства я бы посоветовал собирать сразу всё. Об отдельной квартире речь не идёт, тут нужен многоэтажный дом. Желательно разделённый на большие помещения. Эрмитаж знаете? Что-то типа него. Поясню мысль. Приобретаете вы бутылку с янтарным напитком, выпиваете её. И ставите на полку, предварительно помыв и вернув на место пробку. Можно наполнить посудину инертной жидкостью. Вокруг следует разместить другую перечисленную атрибутику, после чего смело открывайте музей:-) Шутки шутками, но собирание стеклянной посуды можно вести по нескольким направлениям (не считая описанного). Выделю старинные бутылки, которые следует относить к антиквариату. Более современные изделия можно собирать по форме, цвету и т.д. Немного более ценны бутылки с логотипами пивопроизводителя, нанесёнными в процессе производства тары. В отдельную группу можно выделить посудины, имеющие этикетку, нанесённую на стекло полиграфическим способом. Российских бутылок такого типа совсем немного, импортных гораздо больше. Встречаются даже серии, причём не только стеклянные, но и керамические. Здесь мы плавно переходим к пивным кувшинам, или сифонам. Чем они отличаются от бутылок? Нет, не емкостью. Кувшин просто имеет ручку. Также бывают стеклянные и керамические. Могут иметь этикетку или наклейку. Или быть выполнены на высоком художественном уровне. На самом деле, серьезные российские коллекционеры в этом классе мне не знакомы, потому о способах хранения коллекции сказать нечего. Собирать в большие пластиковые пакеты на лоджии не советую. Рано или поздно всё это хозяйство придется выкинуть или сдать.

Этикетки. Считается, что это самый популярный объект у бирофилов. Возможно, потому как подходов к увлечению тут наиболее большое количество. Я намерено не акцентировал внимание читателя к принципам составления коллекций. Это более теоретическое исследование, а мне хочется быть ближе к практической стороне дела. Итак, вроде понятно что собираем. Напомню про фронт-этикетку, кольеретку и контр-этикетку. Минимум три предмета, что из них взять в коллекцию? Самый простой ответ: что хотите. На самом деле так и происходит, но по-моему личному мнению, начинать своё собрание следует с полного комплекта. Дело в том, что этикетка и её спутники являются некой малой художественной формой, совокупности которой составляют композицию. Лишив оную одного из элементов, вы получите уже совсем не то. Говоря о прагматической стороне вопроса следует отметить, что в ряде случаев не всегда можно определить производителя пива при отсутствии кольеретки или контр-этикетки. А причём тут производитель? Да притом, что мы тут люди серьёзные, бумагу в кучу не кидаем, а стараемся её как-то классифицировать. Классификация также не самый главный вопрос настоящей статьи, потому субъективно рекомендую следующий порядок: страна-город-пивзавод-сорт-год появления-версия. После условно принятой классификации скажу про то, какие обычно собирают. Раньше народ тянуло на "весь мир". Когда этот мир открылся во всей красе, стало ясно, что всего не собрать. Тогда появились коллекционеры "одностранцы". В наших условиях чаще всего это Россия и страны ЕХ-СССР. Впрочем, существует такое понятие, как "экзотика". Опять же, страны составляющие этот подвид выбираются самостоятельно и никаких четких определений тут не существует. Зато мы плавно подошли к понятию "самопиец". Что означает, что выпил, то и собрал. Вид достаточно распространённый. Что ещё хотел сказать. Мелькание мысли. Стоит, очевидно, упомянуть редкие разновидности этикеточников: этикетки от пива, которое наливают в стандартную бутылку EURO ; этикетки от всего, что наливают в бутылку и что можно пить (вино, водка, коньяк, квас, морковный сок и т.п.); этикетки только от стеклянных бутылок (распространено); этикетки только одного сорта. К вопросу "что брать" также относится собирание мелких разновидностей, называемых вариациями. Это отличия от основного "типа" этикетки самыми различными параметрами: оттеночные, размерные, различия в надписях, значках типографии и др. И завершает серию принципиальных подходов, так сказать, вершина всего вопроса: ненаклейки или отмокашки. Понятия довольно простые. Отмокашка - этикетка (и всё остальное), отклеенная с бутылки. Даже в самом лучшем состоянии может иметь мелкие дефекты картинки. Ненаклейка, она же "заводская", "типографская" и д.р. - этикетка, которая никогда на бутылку не клеелась. Состояние, сами понимаете, идеальное, если специально не перемачивать такие экземпляры. На самом деле, все серьёзные коллекционеры уже перешили на комбинированный способ, т.е. собирают и то и другое. Причины объясню позже. А пока вернёмся к вопросу. Большая часть сторонников типографского качества не пьёт пива, т.е. объект интересует эту часть человечества просто как кусок бумаги. Таких людей можно даже обозвать "макулатурщиками". Увы, ортодоксов переспорить невозможно. Возможно, добьёт таких бирофилов окончательная победа компьютера над разумом, когда любую этикетку можно будет напечатать у себя дома на несколько минут, был бы образец. Стоит сказать несколько слов о дореволюционных ("царских") этикетках. Как правило, в коллекции любого этикеточника присутствует несколько таких экземпляров, но в общей массе бумаги они практически незаметны. По личному мнению, если вы не коллекционер в н-ом поколении или не обладаете серьезными финансовыми возможностями, то и серьезно заниматься этим направлением не стоит. Также не ценятся "новоделы", в большинстве случаев ксероксные варианты старых этикеток. Все выше сказанное можно отнести и к этикеткам где-то до середины 60-ых годов уже прошлого века. Знаменитые советские "огурцы" ("бананы", горловые этикетки) более доступны, но также требуют отдельного внимания. К чему я веду? К дружескому совету. Максималисты - вам прямая, но узкая дорога к естественному стремлению собрать всё, но путем ограничения интересов. Минималисты - помните, всё не соберешь.

От теории переходим к практике. Итак, где в современном мире достать пивную этикетку? Так, шатен слева. На бутылке в магазине? Правильно. Блондин справа? Больше негде? Да ну, явно не член МККПА:-) Этикетки, дети мои, сначала печатают в типографии. У вас там дедушка работает? Пьёт? А, деньгами берёт. Отлично, я с вами после лекции пообщаюсь, не исчезайте. Не советую просто так ломиться в типографию, вас не поймут. Пивные этикетки печатаются огромными тиражами, потому ваши коллекционерские копейки вряд ли заинтересуют директорат. Остаётся возможность как-то договориться, читайте Карнеги:-) Далее у нас непосредственный потребитель грязной бумаги, т.е. пивопроизводитель. Пивзавод, комбинат, мини-пивоварня. Здесь уже люди добрее, всё таки пиво производят, а не колючую проволоку. При современном развитии средств связи существует возможность напрямую договориться с пз об интересующем предмете. Не знаете адресов-телефонов? А как же Гугль, Яндекс, Жёлтые и Белые страницы. Так бы сразу и сказали, что читать-писать не умеете. А на почту не ходите? Если пивзавод в недосягаемости, то можно попробовать написать туда что-то жалостливое. Из серии "мы сами не местные", но этикеток хочется. Иногда присылают. В последние несколько лет процент ответов составляет около 30%. Расходы не слишком большие, но не забудьте вложить в послание чистый конверт с обратным адресом. Что у нас остаётся? Приёмные пункты стеклотары. Тут ситуация аналогично типографской, но люди там стоят также добрые, не постесняйтесь обратиться, должны оказать помощь. Увы, этот способ не позволяет получить этикетки от ПЭТ, поскольку они всё ещё не принимаются. Еще есть завершающий момент, помоечный. Смотрите под ноги и по сторонам. Вдруг чего выкинули нужное. Работа грязная, но благодарная. Носите с собой пустой пакет и перчатки. И мойте руки перед едой:-)

Хорошо, достали вы каким-то образом бутылку с нужной этикеткой. Что делать дальше? Глаза открыть. Проверить, а так ли уж оная нужна. Если обратного пути нет, то следует это дело отклеить. Обратите внимание, не попалась ли вам бутылка с накатанной этикеткой, описанной выше. Скорее всего нет. Но если да, то тут ничего уже не сделаешь. Либо выкидывайте, либо ставьте на полку. Очень просто. Дальше сложнее. "Этикетки-самоклейки" (наклейки, не путать с ненаклейками, это другое) уже получили некоторое распространение, но их немного. К ним ещё вернёмся. Сначала о бумажных этикетках со стеклянной бутылки. К сожалению, определить, каким клеем она присобачена, на глаз невозможно. Допускаем, что неводостойким. Тогда, в воду её, голубушку, в воду. При водных процедурах требуется немного: вода и ёмкость, куда её наливать. Рекомендую отдельное пространство типа ведра или таза. Только из гигиенических целей. Конечно, если у вас шесть ящиков тары и неделя до приезда домашних из отпуска, то можно заполнить ванную целиком. Для большинства этикеток прекрасно подходит горячая вода из водопроводной системы. Исключения бывают, но определяются экспериментальным путём. Увы. Где мы остановились? Скажем так, в ведре. Сам использую специально отведённую ёмкость, в которой ранее находилась глазурь для мороженного. Пищевая пластмасса, если ведро грязное, то его поверхность краснеет. Видимо, от стыда:-) Не важно, у кого какая спец ёмкость. Наливайте ведро, ставьте бутылки. И ждите. Подавляющая часть бумаги уже через 10-30 минут будет находиться в свободном плавании. Но какие-то этикетки не заходят покинуть насиженные места. Можно попробовать узнать их состояние при помощи лезвия. А лучше оставить на ночь, если есть такая возможность. Пусть и в остывшей воде. Хуже не будет. Если тары много, то лучше выловить отклеившиеся экземпляры и добавить очередные бутылки. А то этикетки могут помяться в воде. Обработав таким образом партию товара, можно на какое-то время успокоиться. Ну а далее следует несколько раз поменять воду и проверить отсутствие клея на этикетках. Если оный ещё присутствует, то можно попробовать аккуратно снять его рукой или мягкой щёткой. Если полностью его удалить не удалось, то возможно будет применить сухие процедуры. Да мы пока в воде. Я все про стекло, на самом деле, к пластику применимы вышеописанные мероприятия, конечно, если клей позволяет. Итак, все промыто, что можно. Теперь необходимо удалить с этикеток лишнюю влагу. Если вы в ванной, которая облицована кафельной плиткой, то смело пользуйтесь. Плиткой. Этикетка мокрая, прекрасно прилипнет к кафелю. Вода стечет. Сторону наклейки, к которой прикрепить выбирайте по желанию. Но если есть вероятность, что на ней остались остатки клея, то лучше картинкой внутрь. На этой стороне клея не бывает. Затем периодически наблюдайте, не начал ли предмет коллекционирования самовольно покидать предложенную плоскость. Если пытается, то снимайте его оттуда. Желательно лезвием. Куда?

Этикетка ещё не готова к помещению в коллекцию. Надобно её окончательно просушить. Тут много способов. Опишу сначала свой. Полусухая бумага помещается в какой-нибудь не очень толстый еженедельник, типа "Обустройство и ремонт", главное, чтобы страницы последнего хорошо впитывали влагу. Книги из дедушкиной библиотеки не советую использовать, вдруг захочется почитать. Этикет размещаем индивидуально, т.е. страниц не жалеть. Где-то через 12-18 часов следует проверить состояние, а потом перенести отклеенное в другое "Ремонт и обустройство". Вот это другое можно уже помещать кучками под гнёт на несколько недель, а по

Читать еще из папки «Правила пивоваров»

Вернуться на «Главную страницу»

Написать в «Гостевую книгу»

Напишите мне



Hosted by uCoz
Сайт Ильи Ройтенберга.Ru